"Интернет не меняет бизнес-модели, он способен лишь дать новые мощные инструменты уже существующим"

Даг Девос





"Интернет не меняет бизнес-модели, он способен лишь дать новые мощные инструменты уже существующим"

Даг Девос





  • Главная
  • Итоги рейтинговой оценки муниципальных образований Красноярского края за 2012 год

Общие сведения

Рейтинговая оценка муниципальных образований Красноярского края по развитию малого и среднего бизнеса проводится с 2005 годаи формируется на основании данных, предоставленных органами местного самоуправления и согласованных министерством инвестиций и инноваций Красноярского края.
Зачем нужен рейтинг? Рейтинг - это стимул к повышению масштабов деятельности органов власти по развитию предпринимательства, расширению механизмов и способов содействия такому развитию. Рейтинг может и должен стать одним из критериев конкурса муниципальных образований (далее – МО) для предоставления субсидий из краевого бюджета в целях реализации муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса.
Основные принципы рейтинговой оценки:
сопоставимость, т.е. нормирование показателей, чтобы можно было сравнивать между собой ситуацию в городах края, крупных районах с территориями, являющимися глубоко дотационными, не обладающими изначально предпосылками для экономического рывка;
оценка показателей осуществляется не только в статике, но и в динамике: например, мало иметь большое количество субъектов малого бизнеса, надо чтобы это количество по сравнению с предыдущим годом увеличивалось, иначе значение показателя уменьшается;
приоритетность: в расчетах участвует большое количество показателей, не все из них имеют равное значение, что и привело к необходимости  использования весов.
Система рейтинговой оценки.
Рейтинговая оценка МО по итогам 2012 года выполнена ООО «Корпорация экономистов» по заказу министерства инвестиций и инноваций Красноярского края в июне 2013 года. Результаты представлены в Таблице Рейтинг МО – 2012.


Выводы по итогам Рейтинга - 2012

Устойчивые позиции в рейтинге муниципальных образований (далее – МО) в течение целого ряда лет занимают Балахтинский (7 место) и Боготольский (5 место) районы, в течение двух лет в числе лидеров удерживаются Шарыповский район (8-е место), Минусинский район (6 место), Пировский район (2 место) и Кежемский район (1 место).
Десятка лидеров в рейтинге по сравнению с 2011 годом обновилась на 40%. Объясняется это не только разным уровнем активности органов местного самоуправления в деле реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, но и, что важнее, различиями в скорости повышения уровня этой активности.
Из второй десятки в первую перешли Бирилюсский (с 14-го на 3-е место) и Дзержинский (с 17-го на 9-е) районы, из третьей – Большеулуйский район (с 23-го на 4-е) и город Енисейск (с 29-го на 10-е). В Бирилюсском районе в 7 раз увеличился показатель бюджетной (финансовой) поддержки на одного субъекта малого или среднего предпринимательства (СМСП), осуществляющих деятельность в районе, если в 2011 году поддержка была предоставлена по 5 заявкам СМСП, то в 2012 году уже 13 СМСП получили субсидии. Свою роль в рейтинговом восхождении района сыграло и развитие предпринимательского потенциала в целом: район по темпам роста СМСП значительно опережает другие территории (с 38-го места в 2011 году поднялся на 12-е в 2012 году).
В Дзержинском районе показатель бюджетной (финансовой) поддержки на одного СМСП вырос в 11 раз, поддержано в 2012 году было 16 заявок, на 3 больше, чем в 2011 году. При этом, если по уровню эффективности мер муниципальной поддержки район продемонстрировал явно положительную динамику, то статистические показатели состояния малого и среднего бизнеса (предпринимательский потенциал) свидетельствуют о значительном торможении, по сравнению с предыдущим периодом, всех процессов в секторе предпринимательства: несмотря на рост показателей, темпы его минимальны. В результате по уровню предпринимательского потенциала район с 7 позиции опустился на 27-ую.
Еще большую активность в прошлом году показали ОМСУ Большеулуйского района:  показатель бюджетной (финансовой) поддержки на одного СМСП вырос почти в 44 раза (бюджет муниципальной программы развития малого и среднего бизнеса (далее – Программа) в 2012 году составил 7 104 тыс.руб. против 240,7 тыс.руб. в 2011 году), сократился процент неосвоенных бюджетных средств – с 77% до 37%, хотя, конечно, это тоже высокий процент не использованных по назначению денежных средств, т.е. не дошедших до предпринимателей. На 7% сократилось количество СМСП, хотя численность работников СМСП растет быстрее, чем в предшествующем периоде – 17,6% против 5,1%.
Практически по всем параметрам улучшились показатели по г.Енисейску: показатель бюджетной (финансовой) поддержки на одного СМСП вырос в 6,7 раза, но при этом 15% бюджетных средств было неосвоено; 16 СМСП получили поддержку против 9 СМСП в 2011 году; врейтинге предпринимательского потенциала город поднялся на 3 ступени – с 29-го места на 26-е.
Очевидно, если 4 МО вошли в десятку лидеров, то какие-то другие 4 МО должны были из нее выпасть. Это: Тасеевский район (был на 8-м месте, стал на 11-м), г.Красноярск (9 и 11 места соответственно), г.Дивногорск (2 и 13 места), Тюхтетский район (10 и 31 места). Для всех этих территорий (кроме Тасеевского района) характерно явление, которое можно назвать стагнацией программы развития малого и среднего предпринимательства – сокращаются объемы поддержки, снижается активность и органов власти, и предпринимательского сообщества, администрация осторожничает.Тасеевский район «выпал» из обоймы лидеров исключительно в связи с возросшей активностью других территорий, но у него имеются, при желании, все шансы вернуться. Администрации района следует больше внимания уделить организационным вопросам реализации Программы, особенно в части освоения привлекаемых из краевого и федерального бюджетов средств, чтобы процент их освоения был выше 75%.
В целом по таблице рейтинга 9 МО поднялись на 11 и более ступеней вверх. Кроме уже перечисленных Бирилюсского, Большеулуйского районов и г.Енисейска, это: Абанский район (с 44 места в 2011 году на 18 место в 2012 году), Емельяновский район (с 52 на 22 место), Краснотуранский район (с 56 на 23 место), Идринский район (с 43 на 25 место), г.Зеленогорск (с 40 на 27 место),Сухобузимский район (с 53 на 43 место) и Ирбейский район (с 60 на 50 место). Практически все эти МО именно в 2012 году начали проявлять активность в привлечении средств краевого и федерального бюджетов, в выстраивании эффективных коммуникаций с СМСП.
11 МО, наоборот, опустились в рейтинге на 10 и более позиций: г.Дивногорск (с 2 места в 2011 году на 13 в 2012 году), Нижнеингашский район (с 19 на 29 место), Тюхтетский район (с 10 на 31 место), г.Канск (с 18 на 33 место), г.Норильск (с 24 на 37 место), Курагинский район (с 28 на 38 место), Ачинский район (с 22 на 39 место), ЗАТО г.Железногорск (с 21 на 44 место), Казачинский район (с 30 на 45 место), Енисейский район (с 25 на 49 место), Иланский район (с 35 на 53 место).
Примечательно, что Тюхтетский район за последние 4 года демонстрирует полное отсутствие стабильности в деле поддержки предпринимательства: 2009 год – 56 место, 2010 год – 7 место, 2011 год – 10 место, 2012 год – 31 место.
Десятка аутсайдеров (муниципальных образований, занимающих в рейтинге последние строчки) обновилась на 50%. Причина в целом совпадает с указанной выше для лидеров, однако, особого внимания заслуживает понимание причин, приведших отдельные МО с позиций в середине рейтинга на последние места.По нашему мнению, это произошло из-за резкого «сворачивания» деятельности по предоставлению поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, которое объясняется тем, что развитие малого и среднего бизнеса для руководства соответствующих территорий не является или перестало являться приоритетом:не видит оно в предпринимательстве силу, способную повлиять на уровень социально-экономического развития и на качество жизни местного населения. В отдельных случаях такое положение вещей обусловлено также тем, что должностные лица не готовы пойти на риск, который, по их мнению, сопутствует активным действиям по содействию развитию предпринимательства.
График  Интегральный рейтинг, 2012 и 2011 годы


Группировка МО по уровню развития предпринимательского потенциала и эффективности мер муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса

Все 61 муниципальное образование сгруппированы по уровню развития предпринимательского потенциала (учитывает 5 критериев, рассчитанных исходя из статистических показателей, характеризующих состояние малого и среднего предпринимательства в соответствующем муниципальном образовании) и по эффективности реализуемых органами местногосамоуправления мер поддержки малого и среднего бизнеса (учитывает 8 сложносоставных критериев, включая наряду с финансовой налоговую, имущественную, инфраструктурную составляющие). Ниже приведена группировка по итогам 2012 года.
Адекватные уровню развития предпринимательского потенциала меры поддержки реализуются в 13 МО (по диагонали таблицы, с верхнего левого угла в нижний правый угол): это тот минимальный набор и объем поддержки, который возможен и объективно необходим. Единственная территория, которая характеризуется высокой эффективностью мер муниципальной поддержки при низком уровне предпринимательского потенциала, является Идринский район. Здесь в течение ряда последних лет администрация в полной мере отрабатывает все возможные механизмы стимулирования предпринимательской активности.
Особое внимание следует обратить руководителям муниципальных органов власти 31 МО, в которых эффективность воздействия на бизнес ниже уровня предпринимательского потенциала. В этих городах и районах предпринимательскую деятельность осуществляют 26 804 субъектов, 41,4% от всех действующих СМСП в крае. По итогам 2010 года МО, в которых необходимо было активизировать работу по поддержке предпринимательство, насчитывалось чуть меньше – 29.


Эффективность деятельности органов местного самоуправления
Высокий Средний Низкий
Уровень
развития
предпринимательского
потенциала
Высокий г.Красноярск, Кежемский район
г.Лесосибирск, Березовский и Емельяновский районы
Средний г.Дивногорск, г.Енисейск, Абанский, Балахтинский, Бирилюсский, Боготольский, Большеулуйский, Дзержинский, Манский, Минусинский, Мотыгинский, Пировский, Таймырский, Тасеевский, Шарыповский, Эвенкийский районы г.Боготол, г.Назарово, Краснотуранский, Нижнеингашский, Новоселовский, Рыбинский, Саянский, Тюхтетский районы г.Ачинск, г.Бородино, ЗАТОг.Железногорск, ЗАТО г.Зеленогорск, г.Канск, г.Минусинск, г.Норильск, г.Сосоновоборск, г.Шарыпово, п.Кедровый, п.Солнечный, Ачинский, Богучанский, Большемуртинский, Енисейский, Ермаковский, Иланский, Ирбейский, Казачинский, Канский, Курагинский, Партизанский, Северо-Енисейский, Сухобузимский, Туруханский, Ужурский, Уярский, Шушенский районы
Низкий Идринский район Каратузский, Козульский, Назаровский районы



Более подробно о предпринимательском потенциале

В большинстве МО количество СМСП по сравнению с 2011 годом выросло, а именно – в 45.В целом по МО количество действующих СМСП увеличилось на 2121 ед. (на 1,7% к уровню 2011 года). При этом уменьшение количества СМСП в 16 МО составило 416 единиц. В 44 МО увеличилась численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса.
Это что касается динамических показателей. Хуже обстоит ситуация с нормируемыми показателями. Так, по количеству СМП на 1000 жителей, при среднем значении 22,9, только в 9 городах показатели выше: Енисейск (23,1), Железногорск (35,8), Зеленогорск (33,3), Канск (25,3), Красноярск (30,1), Лесосибирск (23,5), Минусинск (28,0), Сосновоборск (23,0), Шарыпово (28,5). И в двух районах – Кежемском (24,6) и Казачинском(23,2),
В 13 муниципальных образованиях доля занятых в малом бизнесе в численности занятых в экономике превышает среднее значение (29,5%):г.Ачинск, Балахтинский, Березовский, Дзержинский, г.Дивногорск, Емельяновский, г.Канск, Кежемский, г.Красноярск, Минусинский, Саянский, г.Сосновоборск, г.Шарыпово. Максимальное значение показателя отмечено в Красноярске (41,3%), на втором месте -  Шарыпово (40,9%), на третьем – Балахтинский район (40%).
10 территорий края показывают выработку (по объему выручки) на предприятиях малого бизнеса на 1 работника выше средней (1689,7 тыс.руб. в год): Ачинск, Красноярск, Лесосибирск, Назарово, Норильск, Березовский, Боготольский, Большемуртинский, Емельяновский и Туруханский районы.
Очевидно, что показатели предпринимательского потенциала выше в тех территориях, где лучше развит потребительский рынок, дорожная и транспортная инфраструктура позволяют расширить границы рынка сбыта. Исключение – г.Норильск, Кежемский и Туруханский районы, в которых высокий уровень отдельных показателей обусловлен, с одной стороны, замкнутостью локального рынка, с другой, сравнительно высокой стоимостью продукции и услуг, потребляемых непосредственно в месте проживания населения, что приводит к более высокой выработке в стоимостном эквиваленте по сравнению с другими территориями.


Эффективность мер поддержки на муниципальном уровне в деталях

Уровеньподдержки в среднем по краю в 2012 году был равен 5 174 рубля на одного действующего субъекта малого или среднего предпринимательства, то же без учета поправочного коэффициента для донорских территорий  – 5 990 руб. На поддержку малого бизнеса был выделен совокупный бюджет в размере 387 881,6 тыс.руб. (местные бюджеты плюс краевой бюджет плюс федеральный бюджет).
Максимальный уровень показателя –вКежемском районе (171 894,7 руб. на 1 действующий СМСП, поддержано было 92 заявки СМСП, исходя из чего средний размер поддержки по факту составил 1 007 тыс.руб.). Минимальный– вСеверо-Енисейском районе – 189,9 руб. на 1 СМСП (поддержана 1 заявка, освоено 100 тыс.руб.). Еще в 5 МО уровень поддержки на 1 СМСП ниже 1 тыс.руб.: Канск, Красноярск, Березовский, Ермаковский и Ужурский районы. В пос. Кедровом в 2012 году вообще не было предусмотрено финансирование Программы.
График Уровень поддержки на 1 СМСП в 2012 году

Самый минимальный плановый объем финансирования Программы 2012 года за счет средств местного бюджета был в Сухобузимском районе – 10 тыс.руб., это после корректировки районного бюджета во второй половине прошлого года. Администрация привлекла из вышестоящих уровней бюджета 990 тыс.руб., соблюдая установленную пропорцию софинансирования, что позволило поддержать  5 СМСП.
В 9 МО плановый объем финансирования Программы за счет средств местного бюджета ниже 100 тыс.рублей.
Субсидии в бюджеты муниципальных образований из краевого и федерального бюджетов в 2012 году составили 297 298,89 тыс.руб. Из них 30,8% получил Кежемский район (св. 90 млн.руб.). Самая маленькая субсидия была предоставлена бюджету Березовского района – 160 тыс.руб., именно столько администрация МО запрашивала в своей конкурсной заявке,в результате поддержку получил 1 предприниматель в размере 200 тыс.руб., с учетом средств районного бюджета.
Средний по краю процент освоения бюджетных средств из всех источников составил 92,9%. 15 МО освоили все бюджетные средства в полном объеме. Еще в 16 МО доля неосвоенных средств составила менее 5%. Самый низкий процент освоения – г.Бородино (30%), из 1 100 тыс.руб. использовано было 329 тыс.руб. Менее 50% - г.Ачинск (48%), Курагинский район (49,95%).
Только в 18 МО (менее 30% всех территорий края) органы местной власти применяют механизмы налогового стимулирования предпринимательской деятельности: через значения коэффициента К2 при ЕНВД – 24 МО, земельный налог (аренда на землю) – в одном МО (Таймырский муниципальный район, льгота на 732 тыс.руб.), налог на имущество (аренда за имущество) – в том же Таймырском районе (73 млн.руб.) и  в г.Красноярске (11 млн.руб.). При этом в Красноярске стимулирующие значения К2 установлены только для чистки обуви, в целом же ЕНВД в столице края нельзя считать способствующим развитию предпринимательства. Наиболее привлекательные для малого бизнеса значения К2 установлены в Большемуртинском районе, в ЗАТО г.Зеленогорск, в пос.Кедровый, в Мотыгинском, Назаровском, Нижнеингашском, Саянском, Эвенкийском районах, пос.Солнечный. Обратная ситуация – в Абанском, Березовском, Боготольском, Енисейском, Ермаковском, Ирбейском, Минусинском, Новоселовском, Сухобузимском, Ужурском, Шарыповском районах, в г.Боготол, г.Бородино, г.Норильск, г.Шарыпово.
В Красноярске в 2012 году работал механизм предоставления поручительств перед кредитующими организациями (залоговый фонд). В 3 территориях края существуют фонды поддержки, предоставляющие помощь СМСП: в Норильске фонд работает уже давно, оказывает образовательную, информационную, консультационную помощь СМСП, в т.ч. при получении субсидий; в Балахтинском районе с 2011 года резервируется в бюджете часть средств для содействия СМСП в привлечении кредитов; в ЗАТО г.Зеленогорск в 2012 году был создан фонд поддержки СМСП с размером более 80 млн.руб.
Неравномерно по территории края распределено влияние объединений предпринимателей (общественных организаций, представляющих интересы СМСП). В 23 МО деятельность таких организаций не представлена, кроме как разовыми приездами руководителей региональных и российских объединений. В этих территориях на конец 2012 года осуществляли деятельность 4640 СМСП, что составляет менее 8% от общекраевого количества СМСП. В остальных же территориях одна общественная организация приходилась в среднем на 607 СМСП.
На муниципальном уровне в 2012 году реализовывалось 637 проектов, из них 319 (50%) получили поддержку на краевом уровне, что свидетельствует чаще всего о недостаточно высоком уровне активности органов местного самоуправления. Так, СМСП г.Красноярска в 77,5% случаев поддержку получали в министерстве инвестиций и инноваций края, а не в администрации г.Красноярска.
Всего на муниципальном уровне было удовлетворено 808 заявок СМСП, из них 92 – в Кежемском районе, 51 – в г.Красноярск, по 42 – в г.Шарыпово и в ЗАТО г.Железногорск, 38 – в г.Лесосибирск, 34 – в Бирилюсском районе. В 10 МО количество удовлетворенных заявок СМСП превысило 20 единиц. С другой стороны, в 13 МО края было поддержано менее 5 заявок СМСП (Березовский, Богучанский, Большемуртинский, Енисейский, Ермаковский, Ирбейский.Козульский, Назаровский, Северо-Енисейский, Тюхтетский, Уярский районы, г.Бородино, ЗАТО г.Зеленогорск). В пос.Кедровый, пос.Солнечный, в Казачинском, Каратузском и Туруханском районах ни один СМСП не получил поддержку.



Создание и продвижение сайтов в Красноярске: WebPotok
Корпорация экономистов : бизнес-планы в Красноярске

анализ рынка | бизнес-курсы | дистанционное обучение | открыть свой бизнес |