"Интернет не меняет бизнес-модели, он способен лишь дать новые мощные инструменты уже существующим"

Даг Девос





"Интернет не меняет бизнес-модели, он способен лишь дать новые мощные инструменты уже существующим"

Даг Девос






Как когда-то заметил великий английский философ Фрэнсис Бэкон: «Знание – великая сила!». Поспорить с этим весьма сложно, да и зачем? Ведь не имея знаний, мы в лучшем случае стоим на месте... Такой поворот событий явно не для Корпорации экономистов.

В конце июля мы организовали уже второй в этом году двухдневный семинар для сотрудников органов местного самоуправления. И, конечно же, не могли обойти вниманием такую важную тему, как введение с 2013 года новой системы налогообложения – патентной. Мы понимаем, насколько катастрофичными могут быть любые изменения, особенно в налоговом законодательстве, если они не подкреплены серьезными обоснованиями и способны  спровоцировать предприятия малого бизнеса на самоликвидацию. С подобными примерами в нашей новой истории мы уже не раз сталкивались.

Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс и ряд иных основополагающих документов по оценкам специалистов – практиков, предпринимателей и аналитиков не дает ответы на массу возникающих в связи с введением патентной системы налогообложения вопросов. Безусловно, надо признать, что разработчики прислушались к звучавшим со всех сторон опасениям: что будет с торговлей после отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД)? приветствуется дробление устоявшегося бизнеса на множество новых предприятий в форме  индивидуального предпринимательства? как будет компенсироваться рост налоговой нагрузки? Но не на все из них были даны исчерпывающие ответы. Остается непрозрачным вопрос о методологии определения потенциально возможного к получению дохода (далее – ВПД), который и является налогооблагаемой базой. Установлены минимум – 100 тыс.рублей в год и максимум – 1 млн. рублей в год, но с исключениями из правил, которые можно трактовать очень неоднозначно. А функция по установлению ВПД для каждого вида деятельности возложена на региональные власти, тогда как доходы от патента будут поступать полностью в местные бюджеты.

И вот тут-то возникает новая проблема – проблема выпадающих доходов местных бюджетов, бюджетов городов и районов края. Самый простой вариант – постараться уравнять стоимость патента с размером ЕНВД. И по такому пути, скорее всего, и пойдет краевая власть. Но в чем тогда смысл введения новой системы налогообложения? Каким образом государство будет реализовывать свои декларации о снижении налоговой нагрузки для микропредприятий, об упрощении процедур, сопутствующих уплате налогов? Эти вопросы пока остаются без ответов. Однако мы попытались вызвать чиновников городов и районов края, отвечающих в соответствии со своими должностными инструкциями за развитие предпринимательства, на дискуссию, чтобы определить основные подходы к определению оптимального размера ВПД.

Специалисты администраций муниципальных образований разделились на четыре команды в поисках оптимальных, эффективных подходов к определению потенциально возможного к получению дохода для отдельных видов деятельности: услуги общественного питания в г.Канске; пассажирские перевозки в Назаровском районе; услуги грузоперевозок в г.Ачинске и услуги технического обслуживания автотранспорта в Северо-Енисейском районе. Каждой группе надо было ответить на следующие вопросы:

1. Какие критерии необходимо учитывать при определении ВПД?

2. Нужно ли применять понижающие корректирующие коэффициенты, и если «да», то какие?

3. Надо ли учитывать численность работающих у индивидуального предпринимателя (ИП) при определении стоимости патента?

4. Должен ли быть выполнен перерасчет стоимости патента, если ИП изменил количество рабочих мест в период его действия? И когда ИП должен доплатить разницу?

По первому вопросу все сошлись в том, что необходимо учитывать множество факторов – от численности населения до уровня обеспеченности соответствующими услугами. В сфере общественного питания, кроме уже названных важны, считают муниципальные служащие, численность работников и средний чек одного посещения. При перевозках пассажиров важно учесть количество автотранспортных средств и количество посадочных мест в каждом из них,  количество обслуживаемых субъектом предпринимательства населенных пунктов. Для грузоперевозок достаточно оттолкнуться, считает команда, от количества используемых автотранспортных средств. Четвертая же команда обратила внимание на то, что при определении ВПД мало анализировать текущую ситуацию именно в данном виде деятельности, необходимо отталкиваться и от наличия или отсутствия альтернативных продуктов (услуг). Например, в сфере транспорта – наличие железнодорожного или водного или авиа сообщения.

На второй вопрос все команды были единодушны: ДА, понижающие коэффициенты необходимы, ведь в бизнесе многое зависит от величины потока потенциальных потребителей, а, значит, от места осуществления деятельности. И, конечно же, от уровня среднедушевых доходов населения. Красноярский край – не только один из богатейших регионов России, здесь отмечается один из самых больших разбросов между максимальным и минимальным уровнями доходов и жизни населения.

Также не возникло сомнений по поводу установления зависимости размера патента от численности работающих у ИП сотрудников: каждый новый человек создает дополнительную добавленную стоимость.

Четвертый вопрос вызвал небольшую дискуссию, итоги которой сводятся к следующему: ИП подает в налоговую инспекцию декларацию о произошедших на его предприятии изменениях, влекущих уменьшение или увеличение налогооблагаемой базы, одновременно с уплатой 2/3 стоимости патента (то есть в конце периода его действия), после чего налоговая пересчитывает размер патента, и разницу ИП уплачивает по истечении какого-то периода (месяц или квартал). В отдельных случаях, излишне уплаченный налог засчитывается в счет стоимости патента на следующий период или в счет уплаты иных налогов физическим лицом. 

Вот такие предложения родились в процессе креативного обсуждения проблемы. Все время, пока участники семинара «примеряли» на себя предложенные обстоятельства, высказывались, защищали свою позицию, на семинаре присутствовали сотрудники отдела налоговой политики края министерства экономики и регионального развития Красноярского края. Наталья Кислякова, начальник отдела, признала большую пользу от такого формата обсуждения сложных вопросов. Местные чиновники, в свою очередь, почувствовали, какая ответственность ложится на их плечи: ведь во многом от их позиции будет зависеть, по какому сценарию в ближайшие 3-5 лет будет развиваться малое предпринимательство.

Тема введения патентной системы налогообложения остается открытой. В полном разгаре работа по созданию краевого закона. К ней подключились лидеры общественных организаций, объединяющих предпринимателей. Важно, чтобы их голос был услышан региональными чиновниками. А мы будем продолжать участвовать в этом процессе.

  

Светлана Сидельникова,

Корпорация экономистов

Создание и продвижение сайтов в Красноярске: WebPotok
Корпорация экономистов : бизнес-планы в Красноярске

анализ рынка | бизнес-курсы | дистанционное обучение | открыть свой бизнес |