"Интернет не меняет бизнес-модели, он способен лишь дать новые мощные инструменты уже существующим"

Даг Девос





"Интернет не меняет бизнес-модели, он способен лишь дать новые мощные инструменты уже существующим"

Даг Девос






Продолжаем наше исследование на тему «Надо ли поддерживать малый и средний бизнес?». Сегодня, как и обещала две недели назад, позволю себе несколько обобщений и наблюдений. Как вы помните, уважаемые читатели, в позапрошлом номере газеты были опубликованы мнения самых разных людей – «микро» бизнесменов, чиновников, общественных деятелей, депутатов.
Оценки необходимости государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность, даже путем оказания финансовой поддержки, радикально разошлись. И невозможно, недопустимо сказать, что кто-то из наших респондентов неправ. Правы все! Просто вопрос «где правда?» не имеет однозначного ответа в аудитории, когда собирается несколько человек: получается множество переменных величин. И выход в такой ситуации один – найти консенсус, то есть решение, несущее меньшие риски и в наибольшей степени удовлетворяющее амбиции и ожидания сторон.
Основные направления поддержки и стимулирования развития малого бизнеса задает федеральная власть, спорить с которой можно, но очень уж этот процесс долгий. Да и результат абсолютно не всегда тот, который ждут в регионах. Не видят чиновники федеральных министерств дальше садового кольца! Если сказано, что приоритетом являются инновации, значит, и в Тюхтетском, и в Мотыгинском, и в Каратузском районах малый бизнес должен быть инновационным. А то, что в глубинке часто нет элементарных услуг – химчистка, ремонт обуви или бытовой техники, парикмахерская. О салонах красоты многим женщинам вообще приходится только мечтать! – это не достойно внимания формирующих политику развития в России предпринимательства людей. И то, что край наш – лесной, а земледелие относится к рискованному, не в состоянии (пока!) перевесить чашу весов глобальных интересов.
Однако, справедливости ради, стоит отметить, что краевое Правительство и, в частности, молодое министерство инвестиций и инноваций, никак нельзя отнести к безропотным ягнятам. «Борьба» за региональные интересы идет постоянно. Также постоянно идет и работа по поиску наиболее эффективных мер и способов поддержки малого и среднего бизнеса. Такая воля краевых чиновников играет очень важную роль в формировании не только предпринимательского климата в крае вообще. Но и отношения населения к людям, носящим звание «Предприниматель» (хотелось написать «гордое звание», да рановато пока).
Далекаот мысли убеждать многочисленную аудиторию еженедельника в огромном вкладе высокопоставленных должностных лиц в дело развития малого бизнеса. Они делают это сами, публикуя отчеты и заявляя о своих планах освоения многомиллионных бюджетов. Просто предложила министру инвестиций и инноваций Красноярского края Андрею Вольфу высказать свою точку зрения по волнующему нас вопросу. Радует, что разговор получился неформальный, прозвучало немало оценок и планов по созданию условий для ведения честнойпредпринимательской игры, которые сложно назвать бюрократическими.
 
Нас ждет победа!
Вы не так давно были бизнесменом. Сейчас – чиновник. Эффективна ли поддержка бизнеса в крае?Сам процесс реализации программы поддержки предпринимательства формируетбизнес-среду, консолидирует предпринимательское сообщество. Люди загораются идеей, что надо создавать новые производства. Ищут варианты инвестирования. И приходят к нам за помощью.
Ванкор обеспечивает краевые налоговые поступления. Это хорошо, но количество рабочих мест там ограничено. Значит, надо эти дополнительные поступления направлять в те сферы, которые обеспечивают эффективную занятость трудоспособного населения. Именно поэтому с 2012 года мы намерены всячески поддерживать такие мероприятия, какмаркетинговые исследования, обеспечение энергоэффективности, участие в выставках – всё это предпосылки для создания условий, помогающих местным предпринимателям выживать в условиях вступления России в ВТО. Там, где отечественный крупный бизнес явно потерпит фиаско в конкурентной борьбе с мировыми лидерами, малый бизнес, в силу своей маневренности, гибкости способен одержать ряд, пусть небольших, но побед.
 
Пусть государство посчитает
Что может сделать краевая власть, чтобы создать условия для выхода бизнеса из тени? В основном все рычаги влияния – федеральные компетенции. По электроэнергии льготы давать мы не можем, но можем помочь стать более эффективным потребителем этой энергии. Мы отдаем себе отчет в том, что предприниматель ищет и находит способы снизить те или иные свои издержки, причем, далеко не всегда легально. Так, может, государству стоит посчитать, сколько оно теряет при увеличении налоговой нагрузки и сколько приобретет при массовом выходе бизнеса из тени. Как вариант – снизить для малого бизнеса налог на доходы физических лиц. Оставив одно условие – выплачивать заработную плату не ниже средней по региону. Тем самым решаются и социальные вопросы. И предпринимательство развивается. И налоги в бюджет поступают.
Но ведь есть и местные полномочия. Регион и муниципалитеты могут решать вопросы арендной платы за объекты недвижимости.
Надо признать, что масштабы влияния на предпринимательский климат в крае через регулирование размера арендной платы ничтожны. Ведь практически не осталось объектов муниципальной и региональной недвижимости, пригодных для организации предпринимательской деятельности. В той части, где наши муниципалитеты устанавливают не соответствующие региональной политике развития предпринимательства налоговые и арендные ставки, давайте нам информацию. Будем решать.
Так что же, остается один способ – компенсационный? Нет, это тоже не выход. Тем самым мы позволяем нерадивому предпринимателю нести те затраты, которые ничем не оправданны. Я сужу по своему опыту. Ведь не так важно, какой бизнес ты ведешь и ведешь ли его вообще. Наладить эффективное потребление электроэнергии можно и дома и на даче. Да, это тоже влечет первоначальные затраты. Вот их мы и будем с этого года компенсировать. Рассчитываем, что это позволит предприятиям стать более конкурентоспособными на рынке за счет снижения себестоимости.
 
Лоббировать нельзя продвигать
Еще одна распространенная позиция: «Не мешайте! Дайте нам заказы, и мы справимся сами!». Как Вы к ней относитесь? Не могу полностью с ней согласиться. Считаю, что это ошибочная позиция. Даже мои друзья иногда приходят и говорят «Пролоббируй». Лоббировать можно инновационные проекты. Можно давать скидки, компенсации. А поставки серийной продукции нельзя лоббировать. Она, независимо от персоналий, стоящих у власти в то или иное время, должна быть более низкой себестоимости, но достойного качества. Или высокой стоимости и более высокого качества.
А в рамках крупных проектов?Например, доля поставок местных производителей для нужд Норильского никеля увеличивается до 20 процентов в год. Но надо понимать, что владелец бизнеса, управляющий отвечает за качество своей продукции, безаварийность технологического процесса. Продукция должна соответствовать мировым требованиям. Если местный бизнес не в состоянии отвечать этим требованиям, надо понять, что мы умеем и можем делать хорошо. Адля того, чтобы было из чего выбирать, мы и инициируем проведение маркетинговых исследований.
 
Детские сады не строить
Вы считаете, что акцент в поддержке должен быть отдан бизнесу, создающему добавленную стоимость? Отнюдь. Возьмем детские сады. Всем известная проблема дефицита мест. Но также мы понимаем, что этот всплеск спроса кратковременный. Выход – организация частных детских садов. Под это давать субсидии – на покупку мебели, спортивного инвентаря, развивающих игрушек и пособий. Изменится баланс спроса - предложения, создаст на этой базе предприниматель языковую школу или группы для кратковременного пребывания детей. У нас эта услуга еще не развита, а в европейских странах детские сады работают именно по такому принципу. Не меньшие перспективы имеются и в сфере общественного питания. Торговли.
Больной вопрос – надо ли поддерживать торговлю? Я против того, чтобы поддерживать рынки. Цены там те же, что и в магазинах. Надо поощрять цивилизованные форматы торговли. Таким предпринимателям можно давать микрозаймы. Что с успехом и делается. Многим это помогло выжить.
 
Нужны нормальные чиновники
Стоит ли ожидать упрощения процедуры получения субсидий? Есть страны, где нет коррупции. Как там принимается решение? Посмотрит менеджер в глаза и этого достаточно, чтобы дать или не дать денег. В России такие стандарты пока не применимы. Чиновниковчасто проверяют. Поэтому каждый свой шаг мы должны обосновать и подкреплять соответствующими документами. Однако мы всё равно пытаемся добиться, чтобы предприниматель мог получить все справки о состоянии расчётов с фондами через один орган, например, Пенсионный фонд. Вот когда будет работать электронное правительство, тогда весь документооборот можно будет замкнуть на нашем министерстве. Только бизнес-план всё равно придется делать самим!
По Вашим оценкам, изменится в ближайшие годы позиция нового президента, нового правительства в отношении малого бизнеса? Много говорить стали о важности малого бизнеса – уже хорошо. Но, по моему убеждению, менять все надо в корне. То, что делается сегодня, явно недостаточно. Хотя по сравнению с другими регионами у нас в крае много средств выделяется на поддержку предпринимательства. Считаю, что надо закупать за счет бюджетных средств оборудование и отдавать в долгосрочную аренду предпринимателям на создание приоритетных, необходимых краю производств. Вместо субсидий. Тем самым стимулировали бы развитие бизнеса в нужном направлении. Такой подход снизил бы инвестиционные риски. Роль главы района здесь заключается в том, чтобы провести конкурс среди предпринимателей и на льготных условиях аренды передать оборудование самым достойным. Только этооборудование должно быть современное, может, и импортное. В целом все это будет работать на повышение качества жизни в территориях.
Ну и, конечно, надо обеспечить эти предприятия муниципальными заказами. В обход пресловутого 94-ФЗ? Здесь надо радикально все менять. Это же несложно на уровне президента, правительства. Если государство дало оборудование, то оно должно обеспечить и эффективную работуэтого оборудования. Ну какой 94-ФЗ в деревне Гадюкино?! Конечно, такой механизм рассчитан на нормальных чиновников, которые не будут раздавать эти фонды своим родственникам. Я бы пошел на такие прямые вещи, предварительно изучив местные рынки.
В заключение хочу сказать предпринимателям: возможности раздавать деньги больше нет. Надо придумывать новые формы и методы создания благоприятных для развития бизнеса условий и поддержки важных, первоочередных направлений.
 
Да, плохо, что не все чиновники сегодня мыслят также конструктивно и широко.
 
Светлана СИДЕЛЬНИКОВА,
Корпорация экономистов

Создание и продвижение сайтов в Красноярске: WebPotok
Корпорация экономистов : бизнес-планы в Красноярске

анализ рынка | бизнес-курсы | дистанционное обучение | открыть свой бизнес |