"Интернет не меняет бизнес-модели, он способен лишь дать новые мощные инструменты уже существующим"

Даг Девос





"Интернет не меняет бизнес-модели, он способен лишь дать новые мощные инструменты уже существующим"

Даг Девос






Каждый предприниматель прежде чем начать свое дело, должен найти ответы на вопросы: «Где я буду искать клиентов?», «Кто может стать моим клиентом?» и «Что требует от моей продукции потенциальный покупатель?». Ситуация упрощается, если бизнесом решил заняться кандидат экономических наук, знакомый с маркетинговыми теориями и маркетинговыми инструментами. Действительно, написано много книг, которые дают инструменты для анализа рынка, расчета эластичности спроса, определения себестоимости продукции и многого другого.

Но насколько точны построенные на базе таких теорий прогнозы? Что мы знаем о рынке сбыта? О наших конкурентах? Как узнать больше? Где взять информацию?

Вопросов очень много и каждый из них важен! Знание рынка чаще всего определяет дальнейшую судьбу бизнеса, в современном мире мало знать своего покупателя, нужно понимать, есть ли ниша для вхождения на рынок, особенно когда товары ничем не отличаются от товаров ваших конкурентов. Незнание рынка можно смело сравнить с прыжком с крутого утеса с завязанными глазами, и такие «прыжки» совершаются предпринимателями на всех стадиях бизнеса, чем и определяют продолжительность его жизненного цикла.

За последние 10 лет на рынке произошли колоссальные изменения – сформировались новые группы потребителей, у которых, естественно, свои предпочтения и требования к тем или иным товарам. И те предприятия, которые не следили за изменениями, уже «канули в лету».

Справочно: За последние три года из каждых 4 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей трое прекратили свою предпринимательскую деятельность. Несколько лучше ситуации среди юридических лиц – 5 создаются, а 2 ликвидируются.  в 2011 году на территории Красноярского края было зарегистрировано 10249 юридических лиц и 13798 индивидуальных предпринимателей, за этот же период число прекративших свою деятельность представителей бизнеса составило 23855, из них: юридические лица – 12062 и индивидуальные предприниматели – 11793 (по официальным данным инспекции федеральной налоговой службы по Красноярскому краю).

Итак, как же узнать ответы на поставленные вопросы?  

Можно «копать носом» самостоятельно, проводя социологические опросы среди клиентов, занимаясь промышленным шпионажем, что не очень-то и честно, а можно проанализировать статистические данные. Основным, но принципиальным отличием является то, что если выбрать первый вариант, вы получите оперативные данные или фотографию рынка. Несомненно, это важная информация, но вам она не даст полной картины изменчивости рынка. Опираясь на статистические данные, вы сможете отследить изменчивость рынка за несколько месяцев и лет, с меньшими погрешностями спрогнозируете свои доходы и расходы, или, что вполне возможно, примите решение изменить направление деятельности.

Мы узнали мнения эксперта по этим вопросам и представителей бизнес сообщества.

Елена Кнор, директор информационно-издательского центра «СТАТИСТИКА Красноярского края»:

– Как знание рыночной ситуации влияет на развитие бизнеса?

– Не важно, каким видом деятельности занимается предприниматель, он обязательно должен знать рынок, на котором он действует и тенденции его развития. Без этого бизнес можно сравнить с игрой в «русскую рулетку». Как правило, преуспевают и успешно конкурируют на рынке те предприниматели, которые систематически анализируют состояние рынка, проводят маркетинговые исследования, выявляя, какие факторы в большей мере оказывают на него влияние. Информация об ожидаемых изменениях на рынке товаров или услуг позволяет бизнесмену избежать финансовых неудач. Также необходимо помнить, что все факторы, влияющие на рынки,  находятся в постоянном движении. Но если вы о них знаете и можете предвидеть их изменение в будущем, то сможете использовать информацию в своих интересах. Выражение «Предупрежден – значит, вооружен» очень актуально в данной ситуации.

– Как Вы считаете, рынок какой продукции является менее предсказуемым? И как часто нужно проводить его мониторинг?

– Наиболее важным в современных условиях для любого бизнеса является изучение конкурентной среды. Традиционно анализируются такие позиции конкурентов, как ценообразование, формирование затрат, группы  поставщиков и покупателей. В последнее время стремительно меняются технологии, социальная и культурная среды, появляется большое количество товаров-заменителей. Соответственно у потребителей на первое место выходят безопасность, качество и комфорт. В такой ситуации предпринимателям целесообразно постоянно вести мониторинг, хотя бы по основным критериям оценки конкурентов. Более емкое исследование с построением прогнозов на будущее и разработкой мероприятий, направленных на предупреждение негативных явлений, желательно  проводить ежегодно.

Бондаренко Анастасия, продукты питания, г. Красноярск

На мой взгляд, маркетинговые исследования необходимы, хотя сама я в подобных исследованиях не нуждалась, но лишь потому, что уже много лет изнутри знаю тот рынок, в котором работаю. Для успешного выхода предприниматели должны знать, что сегодня пользуется спросом, что нужно потребителю, какие средние цены на товар, всё это необходимо знать и учитывать, чтобы удержаться «наплаву». Я смотрела, как работают другие, и училась на их примере. Но, те, кто работают «методом тыка» не всегда добиваются успеха в выбранной ими деятельности. И, наверное, сегодня лучшим способом создать здоровый, конкурентоспособный бизнес – грамотно изучить продукцию и конкурентов. Ну и, конечно, делать это нужно с помощью профессионалов.

 Конищева Ирина, бытовая химия, Саянский район
Я считаю, что исследования рынка в современных условиях – необходимость. Они позволяют не только правильно вывести новый продукт на рынок, но и оценить целесообразность данного шага: возможно, продукт не будет востребован рынком. Открывая новую торговую точку, мы всегда стараемся учитывать такие факторы, как спрос, местоположение, платежеспособность населения и многое другое. То есть всё то, что в конечном итоге поможет нам сделать правильный выбор! Конечно, предприниматели в сельской местности могут провести подобного рода исследования самостоятельно, но обязательно с привлечением специалистов!

 

Обе стороны сходятся в одном: в современных рыночных условиях для развития бизнеса нужно постоянно проводить мониторинг потребностей клиентов, изменения покупательской способности, отслеживать планы конкурентов, изучать новые технологии...

Большинство предпринимателей самостоятельно ищут новые пути продвижения своей продукции или услуги. Возможно, каждый руководитель знает, как и через кого ему это делать, но только исследование и анализ может дать ответ, насколько качественно организован путь продвижения, и нет ли иных, более эффективных путей. Объективность и точность маркетингового исследования зависят от его параметров и конечных целей. При этом провести его может каждое предприятие самостоятельно, вопрос лишь в том, готов ли работодатель, собственник освободить часть сотрудников от своих основных функций, и имеются ли в штате люди, вооруженные нужными знаниями, опытом, квалификацией. Поэтому всегда есть выбор – сделать это самому или же поручить это профессионалам.

Кочеткова Надежда

Кочеткова Татьяна

Корпорация экономистов

Создание и продвижение сайтов в Красноярске: WebPotok
Корпорация экономистов : бизнес-планы в Красноярске

анализ рынка | бизнес-курсы | дистанционное обучение | открыть свой бизнес |